Добро пожаловать на страничку педагога-психолога
МБДОУ детский сад «Ручеек»!
Киселевой Натальи Ивановны
КОНКУРС ПЕДАГОГ ГОДА 2024,
номинация ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ
"Моя визитная карточка"
Характеристика профессиональной деятельности
Киселевой Натальи Ивановны
педагога-психолога МБДОУ детского сада «Ручеек» ст.Кагальницкая
Сведения о профессиональном
и дополнительном профессиональном образовании
2016
ФГАОУ ВО ЮФУ, Психолого-педагогическое образование, бакалавр
Дополнительное образование (курсы повышения квалификации):
2017
- повышение квалификации по программе «Гимнастика мозга» Учебный кинезиологический центр 16 ч.
2018
- повышение квалификации по программе «Современные педагогические технологии в деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС», Центр профессионального образования «Развитие» 108 ч.
- повышение квалификации по программе «Образовательная кинезиология», ЮФУ Академия психологии и педагогики, 144 ч.
- повышение квалификации по программе «Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритм реализации», Институт развития образования Ивановской области, 72ч.
2019
- повышение квалификации по программе «Игровая музыкальная педагогика», авторский курс Евгения Красильникова,
2020
- повышение квалификации по программе «интенсивная игра с аутичным ребенком», АНО «Иное детство»
2021
- «Развитие когнитивных функций и поведения с помощью спортивного оборудования», 36ч
- «Психолог в дошкольных образовательных организациях в условиях введения ФГОС. Управление эмоциями», ООО»Верити», 72 ак.часа;
2023
- «Курс по детско-родительским отношениям в подходе недирективной игровой терапии, центрированной на ребенке (от 2 до 8 лет),
- «Недирективная игровая терапия, центрированная на ребенке», Семейный психологический центр игровой терапии «Играниум», 05.06. – 30.08.2023г, 148ч
Сведения об особенностях образовательной организации и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек» комбинированного вида осуществляет реализацию программ дошкольного образования в очной форме. Основная общеобразовательная программа спроектирована и составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей), рассчитана на детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет.
Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе составляет 313 человек, всего 12 групп, из них 4 группы комбинированной направленности: 2 воспитанника имеют статус «ребенок-инвалид», 11 воспитанников - статус «ребенок с ОВЗ» (9 чел. – ТНР, 1 чел – ЗПР. 1 чел - ИН), 10 детей, родители которых принимают участие в СВО.
Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности
в соответствии с профессиональным стандартом
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Цель деятельности педагога-психолога ДОО – психолого-педагогическое сопровождение развития воспитанников ДОО и сопровождение реализации программы дошкольного образования.
Приоритетными задачами при реализации базового компонента педагога-психолога ДОО выступают:
- содействие формированию личности ребенка;
- определение причин нарушения личностного и познавательного развития ребенка;
- создание психолого-педагогических условий для профилактики и преодоления нарушений в развитии ребенка;
- обеспечение психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
Формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса выступают: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей), экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций), социально-диспетчерская деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях группы, организации.
Все задачи реализуются через основные направления профессиональной деятельности в соответствии с трудовыми функциями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»:
1. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
Психологические консультации проводятся для родителей (законных представителей), педагогов и администрации МБДОУ детского сада «Ручеек». Консультирование родителей (законных представителей) преимущественно посвящено вопросам обучения и воспитания детей (в том числе детей с ОВЗ), нормализации детско-родительских отношений, психологической поддержки семьи в трудных жизненных ситуациях (в том числе семей участников СВО).
Консультации педагогов и администрации затрагивают вопросы воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, содействия в освоении детьми с особыми образовательными потребностями основных общеобразовательных программ, социальной адаптации, формирования саморегуляции. Актуальными являются и вопросы профилактики эмоционального выгорания.
2. Психологическая диагностика воспитанников, в том числе лиц с ОВЗ и воспитанников, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Психологическая диагностика проводится в групповой и индивидуальной формах. Основная цель групповых диагностических мероприятий – изучение степени психологической комфортности и безопасности образовательной среды, а также диагностика школьной зрелости (подготовительные группы).
Содержание и периодичность проведения психологической диагностики в возрастных группах регламентируется перспективным планом работы педагога- психолога на учебный год. Годовой план работы психолога утверждается директором образовательной организации.
Кроме групповых диагностических мероприятий проводится индивидуальная психологическая диагностика. Ее цель – выявление особенностей познавательной,
личностной, эмоционально-волевой сферы воспитанников с особыми образовательными потребностями для планирования индивидуальной и подгрупповой коррекционно- развивающей работы.
3. Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, в том числе имеющими ограниченные возможности здоровья и воспитанниками, испытывающими трудности в формировании саморегуляции, эмоционального интеллекта и социальной адаптации.
В 2023-2024 учебном году коррекционно-развивающие занятия проводились более чем с двадцатью пятью обучающимися, из них 13 по рекомендации ПМПК о необходимости создания специальных образовательных условий, 17 семей находились на сопровождении в методе «Недирективной игровой терапии, центрированной на ребенке». Занятия проводились на регулярной основе по утвержденному графику. Направления работы с воспитанниками определялись рекомендациями ПМПК, особенностями развития ребенка, результатами первичной и промежуточной диагностики.
4. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса и проведение психопрофилактических мероприятий, направленных на поддержку лиц с ОВЗ, сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников, профилактике эмоционального выгорания педагогов.
Профилактические и просветительские мероприятия реализуются согласно перспективного плана и графика проведения психопрофилактических и просветительских мероприятий. Основная тематика психологической профилактики и просвещения посвящена информированию родителей (законных представителей) об особенностях процесса воспитания и развития детей в различные возрастные периоды: информация размещается на стендах в группах, на сайте ДОО и в родительских чатах.
Таким образом, в процессе профессиональной деятельности реализуются все основные направления деятельности педагога-психолога, предусмотренные Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Перечень применяемых психолого-педагогических технологий,
методик и программ
В своей работе я применяю следующие психолого-педагогических технологии, методики и программы:
Технологии:
- развивающего обучения;
- педагогическая технология - метод проектов;
- самостоятельной исследовательской деятельности детей и экспериментирования (в недирективной игровой терапии);
- интерактивные – диагностические и коррекционно-развивающие игры и упражнения «Психоблиц», «Мерсибо-Ритм» (на электронных носителях с использованием технических средств);
- здоровьесберегающие - динамические паузы, релаксация, подвижные игры, пальчиковые игры, упражнения для глаз, ортопедическая гимнастика (балансиры, сенсорные дорожки), кинезиологические упражнения (с мячиками и мешочками);
- информационно- коммуникационные – тренинги, родительские собрания, презентации, «Библиотека детского психолога».
Методики:
- «Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов ДОУ», Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко (предназначен для исследования уровня развития психических процессов у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет), соответствует ФГОС ДО;
- «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», С.Д.Забрамная, О.В.Боровик (позволяет дополнить имеющиеся данные, о ребёнке с отклонениями в развитии), соответствует требованиям ФГОС ДО;
- Кейс «Диагностический комплект психолога» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго – соответствует требованиям ФГОС ДО, используется для углубленной диагностики познавательной сферы и её отдельных компонентов, а также для исследования аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития, межличностных отношений.
Диагностические методики |
||
Познавательная сфера |
Личностная и эмоциональная сфера |
Сфера межличностных, в т.ч. детско-родительских отношений |
- «Коробка форм» С.Забрамная; - «Разрезные картинки» С.Забрамная; - «Цветные кубики» Е.А.Стребелева; - методика В.М.Когана (для выявления параметров внимания); - исследование опосредованного запоминания (по А.Н.Леонтьеву); - методика Кооса (определение уровня сформированности пространственного мышления); - цветные прогрессивные матрицы Равена (измерение уровня интеллектуального развития); - детская предметная классификация (3-8 лет); - исключение предметов (4лишний); - запоминание 10 слов А.Р. Лурии; - дорисовывание фигур по Дьяченко (воображение); - понимание сюжетных изображений А.Н. Бернштейна (причинно-следственные и пространственно-временные связи, речь) - школьная зрелость (Керн и Йерасек); - «Графический диктант» Д.Б.Эльконин |
- Hand-тест в модификации Н.Я Семаго (исследование личности); - цветовой тест отношений (ЦТО); - методика «Эмоциональные лица»; - методика «Дом-Дерево- Человек» Дж. Бук; - методика «Лесенка» Щур; - Недирективная игровая терапия, центрированная на ребенке |
|
Программы:
- Коррекция поведения и эмоционально-волевой сферы методом Недирективной игровой терапии, центрированной на ребёнке
- Комплексная программа психического развития детей дошкольного возраста «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4лет», под редакцией Н.Ю.Куражевой (соответствует ФГОС ДО);
- Комплексная программа психического развития детей дошкольного возраста «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5лет», под редакцией Н.Ю.Куражевой (соответствует ФГОС ДО);
- Комплексная программа психического развития детей дошкольного возраста «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет», под редакцией Н.Ю.Куражевой (соответствует ФГОС ДО);
- Комплексная программа психического развития детей дошкольного возраста «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет», под редакцией Н.Ю.Куражевой (соответствует ФГОС ДО);
- Коррекционно-развивающая программа «Нивелирование тревожности, страхов, застенчивости» Крюковой С.В., Слободяник Н.П.;
- Программа по снижению детской агрессии, сост. С.В.Лесина, Г.П.Попова, Т.Л.Снисаренко;
- «Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» (А.Л.Сиротюк);
- Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников (Т.П. Трясорукова)
Перечень разработанных локальных и методических документов, медиапродуктов, программ и проектов
- Участие в заседании рабочей группы по разработке основной образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
- Внедрение проектной деятельности в образовательную программу в целях тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Реализация проекта «Непростые игры с простыми… пуговицами» и представление на МО детского сада (17.03.2017г)
- Внедрение в коррекционный и образовательный процесс кинезиологических упражнений как компонент здоровьесбережения в ДОУ. Совместный проект с Академией психологии и педагогики ЮФУ «Развитие эмоционально-двигательного интеллекта у детей дошкольного возраста с ТНР» (куратор Грабаровская Л.В.) Представление проекта на РМО педагогов-психологов (15.02.2019г).
- Внедрение в коррекционный процесс «Недирективной игровой терапии, центрированной на ребенке». Представление метода на РМО педагогов-психологов ДОО (13.12.2023г), на РМО школьных педагогов-психологов (28.08.2024г), на «Форуме молодых педагогов» в секции «Наставник» (01.11.2023г).
- Разработка программы «Упражнения для мышления» с использованием комплекса упражнений «Образовательной кинезиологии» (рассчитанной на 2 года), ежедневное выполнение PACE перед началом занятий, изготовление утяжеленных кинезиологических мешочков для каждого ребенка.
- Разработка программы для старших и подготовительных групп для снижения тревожности с использованием песочной терапии, работы с фольгой, арт-терапевтическим альбомом Анны Быковой «Кляксотерапия», который используется и для профилактики страха допускания ошибок.
Обобщенные итоги профессиональной деятельности
за последние 3 года (2021- 2024гг),
отражающие результативность и эффективность
психолого- педагогического сопровождения.
Анализируя результаты своей работы за 2021г- 2024г, отмечу следующие тенденции:
- благодаря системе просветительской психологической работы в детском саду стали развеиваться мифы и предрассудки о работе педагога-психолога и начались положительные изменения:
1) родители лучше стали понимать возрастные особенности и трудности детей, возникающие в процессе адаптации к детскому саду и в периоды возрастных кризисов;
2) родители стали чаще обращаться за консультацией по собственной инициативе;
3) родители читают литературу из «Библиотеки детского психолога», способствующую укреплению детско-родительских отношений;
- произошло повышение компетентности педагогов в области воспитания и развития:
1) детей с ОВЗ;
2) детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания;
3) тревожных и застенчивых детей;
4) сопровождения семей участников СВО;
- сформирован благоприятный социально-психологический климат в коллективе;
- воспитанники учатся проживать свои эмоции социально-приемлемыми способами, под чутким сопровождением воспитателей и родителей: в группах организованы «уголки гнева» для выплеска агрессивных проявлений и проживания злости, с детьми разучиваются упражнения для снижения тревоги.
2023-2024 учебный год стал для меня важным в профессиональном росте. В этот период в моей методической копилке появилась «Недирективная игровая терапия, центрированная на ребёнке». Благодаря поддержке администрации, в детском саду оборудована специальная игровая комната, помогающая внедрению в образовательную среду приемов игровой терапии, которая способствует преодолению большого спектра трудностей, с которым сталкиваются все участники образовательного процесса.
Уважаемые гости, рада приветствовать вас на моем персональном сайте!
Мы любим своих детей, и они любят нас. Но иногда мы перестаем понимать друг друга, и в нашей жизни вместо любви и радости появляются обида, страх, раздражение. Мы ищем выход из сложившейся ситуации, но не всегда находим подходящий. Мы хотим, чтобы нам помогли, но не знаем к кому обратиться. Этот сайт подскажет Вам, как общаться с ребенком в разные моменты его жизни; научит понимать детские радости и проблемы; подскажет Вам как воспитать детей без нотаций, криков и ссор. И Ваши дети почувствуют себя под защитой любящего и мудрого родителя, либо воспитателя или педагога. Сайт создан для педагогов-психологов, воспитателей, родителей, и всех кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии детей.
Буду рада, если Вы найдете здесь ответы на свои вопросы.
Несколько слов о себе
Мой девиз:
Личность... важнее... проблемы,
принятие... важнее... исправления.
Мое кредо: Каждый ребенок уникален и заслуживает уважения и внимания.
Образование - высшее - ФГАОУ ВО ЮФУ, 2016г
Квалификационная категория -высшая
Специальность по диплому - Психолого-педагогическое образование, бакалавр.
Общий трудовой стаж: 26лет
Педагогический стаж: 26 лет
Дополнительное образование - «Недирективная игровая терапия, центрированная на ребенке», Семейный психологический центр игровой терапии «Играниум», 148 ч (2023г)» Сфера профессиональных интересов:
|
http://www.sadikrucheek.ru/index.php/deyatelnost/stranichki-pedagogov/kiseljova-ni#sigProIde41d8b11a4
http://www.sadikrucheek.ru/index.php/deyatelnost/stranichki-pedagogov/kiseljova-ni#sigProId0c7431c618
http://www.sadikrucheek.ru/index.php/deyatelnost/stranichki-pedagogov/kiseljova-ni#sigProId19cc226e09
http://www.sadikrucheek.ru/index.php/deyatelnost/stranichki-pedagogov/kiseljova-ni#sigProIdaed6da85c0
- ФГОС ДО
- Этический кодекс психолога
- Изменения к постановлению об удленённых отпусках
- Концепция развития психологической службы до 2025 года
- Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению
- Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30 мая 1989 года № 542/ 13т "О ВВЕДЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
- Письмо об использовании программ индивидуального адаптированного развиия при подготовке к школе
- Письмо об использовании рабочего времени психолога
- Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "ОБ УЧИТЕЛЯХ-ЛОГОПЕДАХ И ПЕДАГОГАХ-ПСИХОЛОГАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ"
- Письмо Минобразования РФ от 07.04.1999 № 70/23-16 "О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
- Письмо о ПМПк ДОУ
- Письмо о регулировании вопросов образования лиц с ОВЗ от 20.07.2017 года
- Письмо от 30.07.2018 проект нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. №1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
- Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
- Игры на формирование доброжелательного отношения детей друг к другу (программа Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М.)
- Игры для когнитивных процессов
- Игры с пуговицами
- Гнев - упражнения
- Коммуникативные навыки
- Педагогу - Игры с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению
- Полезные игры Дубровиной И.В.
- Развитие внимания
- Учим детей общению
http://www.sadikrucheek.ru/index.php/deyatelnost/stranichki-pedagogov/kiseljova-ni#sigProId6e5bbdeabf
- Поддержка против похвалы
- Воспитание через положительные примеры
- Проблемы, которые помогает решить игровая терапия
- Что важно знать об игровой терапии, центрированной на ребенке
http://www.sadikrucheek.ru/index.php/deyatelnost/stranichki-pedagogov/kiseljova-ni#sigProIdb86cb0d310
http://azps.ru/ на сайте представлены тесты, методики и их описание, статьи по психологии, касающиеся различных проблем.
http://vch.narod.ru/ Материал сайта может быть использован для подготовки к практическим занятиям по различным направлениям в психологии, поможет в написании курсовых, дипломных, квалификационных и диссертационных работ. Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для студента ресурсы по психологии.
http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=1272000 На сайте представлены развивающие и коррекционные методики, игря для детей. Будет полезен широкому кругу читателей.
http://www.psychologos.ru/ Психологос энциклопедия практической психологии, которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь вы найдете внятные определения основных психологических понятий и видео-иллюстрации к ним, современные взгляды специалистов и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.
http://azps.ru/ - на сайте представлены тесты, методики и их описание, статьи по психологии, касающиеся различных проблем.
http://vch.narod.ru/ - Материал сайта может быть использован для подготовки к практическим занятиям по различным направлениям в психологии, поможет в написании курсовых, дипломных, квалификационных и диссертационных работ.
Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для студента ресурсы по психологии.